Активная джазовая позиция

29.11.2011

Главным событием месяца в джазовой среде стало открытие новой площадки – салона. Это не ресторан (хотя меню, конечно, есть – прим. авт.), и не самостоятельная сцена. Характерная черта салонных встреч – камерность и «полузакрытость», в том смысле, что гости приходят по приглашению организаторов или артистов. Пространство рассчитано на 15-20 столов. Такая обстановка выгодна для внимательного прослушивания (случайных гостей не будет – прим. авт.) и раскрывает возможности артистам для живого общения с публикой и презентации дисков.

Странно, что в Казани – без лишней скромности, джазовой столице — площадок для выступлений всего-то раз, два и обчелся: три с половиной ресторана и несколько концертных залов. Скромный список пополнил второй этаж Dream cafe.

Нетрудно догадаться, что в открытии замешана Ольга Скепнер – человек с уникальными организаторскими способностями, вокалистка, преподаватель, создатель и руководитель  «Джазовых четвергов в Усадьбе Сандецкого», директор концертного агентства.

Еще одна хорошая новость для любителей «элитарной музыки»: в Казани открывается зимний сезон джазовых вечеров DжаzZone. Об этом было заявлено на первой «вводной» встрече мисс Скепнер в прошлый четверг в Dream cafe. В подарок публике – концерт невероятно знаменитых американских гостей – певицы Арли Леонард и New York Jazz Trio в составе контрабасиста Олега Осенкова, клавишника Арта Хирахары и барабанщика Уилларда Дайзона. Каждый из них уже состоявшийся музыкант с сольной карьерой.

К примеру, Арт Хиракара записал весной пластинку Noble Path, где представил вместе со своей командой весьма интересные авторские композиции. Отрывки можно прослушать лишь на официальных сайтах продаж и несколько композиций – на радио. С четырех лет Хиракара учился джазовой импровизации, ученую степень получил в области электронной и компьютерной музыки, а в своих произведениях он часто обращается к этно-стилю: к африканской, индийской, индонезийской народной музыке. От такого микса она становится, как изысканный деликатес: доступной лишь истинным «гурманам».

Мулатка Арли представила публике свежий альбом. Если своей первой пластинкой Foreign Affairs она всего лишь приоткрыла дверь к успеху, то вторая Wild Honey буквально «выпихнула» ее на пьедестал. Выпущенный пару лет назад, она по-прежнему «на верхах», ведь на ее подготовку ушло более десяти лет.

Интересно, что Леонард по диплому – социолог. Умение «общаться» было видно невооруженным глазом. Певица разговаривала с публикой и массово, обращаясь ко всем одновременно, и частно, подходя к гостям индивидуально. Эффект поразительный!

Выступать перед выпивающей (официанты то и дело меняли бокалы – прим. авт.) публикой было непросто. Сначала Арли испробовала первый способ – общение со сцены. Обращаясь к двум молодым мужчинам, бурно обсуждавшим свои повседневные дела, она удивилась: они ее не заметили. Приняв их за sweetie boys (во многих странах в общественных местах поужинать приходят лишь парочки – прим. авт.), певица пыталась привлечь их внимание своим исполнением, повторить которое не так-то просто. И всего через несколько минут один их мужчин уже запел, да так, что Арли преподнесла ему микрофон…

Ее первый выход на подмостки состоялся уже в шесть, но путь на мировую сцену был долог: сначала, играя в  студенческом театре, ей пришлось писать музыку к постановкам, а после университета, для выступлений с родителями (они профессиональные музыканты – прим. авт.), Арли понадобилось освоить вокальную джазовую импровизацию. В этом она достигла совершенства. Леонард действительно неповторима в тембре голоса, чистоте и мощности звука и даже в движениях. Сегодня Арли приглашают самые известные международные фестивали. Однажды ее пригласили в Кремль. С тех пор она успела объездить всю страну. Нынешний ее гастрольный тур завершится в январе.

Одновременно с событием в Dream cafe, в ГБКЗ им. Сайдашева, а после в Старом Рояле, выступали Андрей Макаревич вместе с Оркестром креольского танго. Определить субординацию главного «машиновременника» в коллективе трудно даже спустя почти десять лет после образования. То ли он в нем, то ли отдельно… Версия «Википедии» (свободной энциклопедии – прим. авт.) такова:  однажды Макаревич признался, «что любит слушать и исполнять американскую эстрадно-джазовую музыку 50-х годов… Среди музыкантов оказалось немало тех, кто разделяет его пристрастия и они объединились в «Оркестр креольского танго», играющий блюз, румбу, джаз, босса-нову, шансон… В 2006-м Андрей Макаревич переосмыслил раннее творчество «Машины времени» и переписал песни в джазовой аранжировке».

Многие удивятся, когда узнают, что руководитель, пианист и аранжировщик «Оркестра» – наш земляк. Евгений Борец начал свою карьеру еще до перестройки, окончил
Казанскую консерваторию и впервые «засветился» на международном казанском фестивале «Джазовый перекресток» (создатель – Игорь Зисер – прим. авт.), который существовал с перерывами более двадцати лет, а ныне трансформирован в телепроект. Талантливый музыкант один из немногих, кто смог возобновить джаз на голом поле уже новой страны.

Трио Bonaso (Евгений Борец, Ильдар Нафигов, Олег Солодовников – первые буквы фамилий и составили аббревиатуру – прим. авт.) существенно оживило музыкальную жизнь города. Благодаря «отважным», в Казани выступили такие гиганты джаза как Аркадий Шилклопер, Даниил Крамер, Давид Голощекин, Игорь Бутман, Андрей Кондаков… Это была эпоха возрождения статуса города как джазовой столицы. Более десяти лет назад музыканты отправились в Первопрестольную, где их и приметил заскучавший рокер. Начинающему в Москве музыканту, конечно, был нужен наставник, который смог бы «предоставить» для восхождения своем имя… Взамен – творчество, профессионализм, талант и возможность выступать с по-настоящему образованными музыкантами.

Евгений, кстати, бывает в Казани часто. На «Сандецкого» он выступал с «уникальным голосом», джаз-певицей Этери Бериашвили (A`cappella ExpreSSS – прим. авт.). Правда, если вспомнить, годом раньше она открывала «Сотворение мира», директором которого является все тот же Андрей Макаревич. Он же и музыкальный хедлайнер закончившегося накануне литературно-джазового фестиваля «Аксенов-фест». Почему же Андрея Макаревича так «много» в Казани? Кто-то говорит, что «Машина времени» — любимая группа нашего градоначальника… Другие обвиняют Макаревича в том, что он всегда там, где «тепло» (музыкант участвовал в политических акциях разных периодов – прим. авт.).

Несмотря на то, что фестиваль в усадьбе Сандецкого просил поддержку мэрии города и ее получил,  зимний анонс от Ольги Скепнер все же гарантирует независимую программу:

12.01 – Getfunk. Jazzia, BaXtle, Тимур Ахметзянов, Brass-трио.

19.01 – Libertango. Страсти по Пьяцолла. Автор – Олег Анохин.

26.01 — «Джаз при луне». Андрей Руденко, Ольга Скепнер и Rudenjazzband.

02.02 — Рандеву в Rio. Jazzia.

14.02 – «Sade посвящается: «Немного эротическое…», Ольга Скепнер.

 

Лиана Тимерханова

«Вовремя:ру»

29.11.11

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также