Горячие точки мира: часть третья – Запад

27.06.2012
 

Дурак был Гитлер, надо было просто придумать Евросоюз!

 

Неизвестный автор

 

Лидеры и… не лидеры

Некоторые читатели резонно возразят на заявленную позицию «Вовремя»: какой же Запад «горячий»? Там вроде пока не стреляют. При чем здесь благополучная Швейцария и  «горячие точки»?

Но главная особенность глобализированной политики в том, что воюют сейчас не только танками и истребителями, а рейтинговыми агентствами и развитием технологий. Сейчас центрами силы являются те регионы мира, которые доминируют экономически. А преимущество по ракетам – это уже следствие экономического неравенства.

На данный момент в мире 3 центра притяжения – США, Евросоюз и Китай. Как бы не было обидно нам, японцам или бразильцам, но пока наши страны – на вторых ролях.

Точки мировой силы всегда таят в себе потенциальную угрозу. Пойдет что-то ни так хотя бы на одной из них, и остальной мир вздрогнет. Если не от ужаса, то от тревожного предчувствия. Особенно это касается так называемого «золотого миллиарда». Под ним понимают жителей стран Запада. Иногда к ним добавляют Японию, Южную Корею и прочих азиатских «тигров».

Кстати, под Западом тоже понимают не только Северную Америку и Европу. Чем, скажем, Австралия и Новая Зеландия – не западные страны (в классическом, а не географическом понимании). Под «западностью» понимают определенный тип политического устройства (условная демократия) и степень экономического развития в купе с соответствующим уровнем жизни. Остальные страны относятся к развивающимся (или ещё используют термин – «третий мир», правда, сейчас, после падения мировой социалистической системы, этот мир уже, скорей, «второй»).


Опасности безудержного потребления

Запад, на фоне глобализации пронизанный множеством незримых финансовых, логистических и информационных нитей, является сейчас скорее не мировым производителем, а крупнейшим мировым потребителем всего. Производят товары в основном в странах, только-только подошедших к индустриальной эпохе. А потребление, точнее, растущее потребление – мотор экономики. Сокращается потребление – барахлит мотор. Сейчас велика опасность полного отказа мотора от износа.

Ведь нынешний мировой экономический кризис, прежде всего, долговой. Многие страны (например, США, Южная Европа) должны сумасшедшие деньги. И ни кто не знает, как выйти из этой патовой ситуации.

Здесь вот какая штука. В принципе, накопленные к нынешнему моменту долги можно списать, реструктурировать (не понятный термин финансистов, скорее всего, означающий всё же списать), пролонгировать (а затем списать) или повесить на кого-то другого (опять-таки списать). Но вот современная экономика потребления закручена таким образом, что если вы не живете в долг, то вы как бы и не развивайтесь.

Эту схему придумали при Рейгане в США, когда повсеместно стали выдавать дешевые кредиты. Причем, кредиты в добавок дешевели с каждым годом. Ипотечные займы безработным – это ещё не предел потребительской экономики. Ей нужен постоянный рост. Стагнация её убивает. Телефон, автомобиль, компьютер надо менять раз в 2 года, а то и раз в год (компьютер желательно на последнюю модель планшетника). В противном случае их производство потеряет смысл и остановится.

Американским банкам Федеральная резервная система постоянно понижала планку, то бишь ставку рефинансирования. Но вот к 2008 году она дошла практически до нуля. И… продолжение знают все, у кого есть интернет или телевизор, и кто ими хотя бы иногда пользуется по назначению.

Впрочем, всё не так грустно. Пока основные экономики стран-кладовых и стран-производителей почти повсеместно растут. Почти, потому что не растет, а стагнирует Евросоюз (официальная статистика приблизительно минус 0,5%). Да и те, которые растут, притормозили.

Экономика потребления потихоньку сворачивается. Но в Европе по одному, а в США немножко по-другому.

 

В Брюсселе все спокойно?

Когда говорят Евросоюз, то подразумевают обычно Германию. Это как Ленин и партия – близнецы-братья. Именно Германия несет на своих плечах основной груз экономической поддержки отстающих европейцев. Когда какая-то страна просит финансово поддержать её у Евросоюза, фактически она просит деньги у Германии. (Что в последнее время сильно раздражает рядовых бюргеров).

Изначально Евросоюз задумывался как агломерация с 2 центрами влияния. Политический центр – Париж. Экономический – Берлин. Очевидно, что Франция под руководством Саркози свою часть миссии провалила. Конечно, евробюрократия сильно разрослась за последнее десятилетие. Специальная комиссия теперь указывает сельхозпроизводителям и импортерам какой формы должны быть огурцы на европейских прилавках. Но вот до слияния в политическом экстазе ещё как до освоения Луны Камбоджой. Слишком разными оказались члены ЕС. Скрещиваешь Литву с Албанией, а в итоге может получиться какая-нибудь Ангола.

А с экономикой (до поры, до времени) было всё в порядке. Германия через ЕС щедро раздавала кредиты тем, кто просил о вспомоществовании. Да и тем, кто не очень-то и просил.

Как ни странно это звучит, такая ситуация была выгодна немцам. Суть в том же принципе растущего потребления. Перегрев немецкой индустрии нуждался в новых рынках сбыта.

Кредитуя какую-нибудь Грецию, Германия создавала там класс потенциальных потребителей собственных товаров (пусть по факту изготовлены они были, к примеру, в Малайзии).

Но рано или поздно лафа кончается. Долги росли как снежный ком. И теперь вот Греция своим неуместным присутствием в еврозоне ставит под сомнение глобальную идею европоцентризма.

Да что там Греция. Кипр считавшийся всю дорогу полуоффшором, раем для инвесторов (особенно в недвижимость) и вообще чудным уголком сейчас взывает о помощи, надеясь на доброе сердце еврочиновников. Обращение Кипра к механизмам финансовой помощи ЕС стало неизбежным, так как 30 июня истекает установленный Европейским банковским агентством срок рекапитализации второго по размерам Cyprus Popular Bank. Для этих целей Кипру необходимо было привлечь 1,8 млрд евро, однако банк не смог этого сделать. Всего же Кипру требуется около 4 млрд евро для спасения своей банковской системы (или 20% ВВП этой страны). Кипру уже помогли. Кто бы вы думаете? Россия внесла свою лепту (каких-то 2,5 млрд евро) в помощь еврозоне. Это правильно, внутри страны нашему Минфину вкладывать уже не куда.

Впрочем, и Кипр стал уже пятой страной Евросоюза, которая обратилась к Брюсселю за экстренной финансовой помощью. Ранее кредиты были выданы Брюсселем Греции, Ирландии, Португалии.

В ту же очередь в кассу стоит и Испания. Испанское казначейство разместило краткосрочные гособлигации (со сроком обращения три и шесть месяцев) и привлекло 3,08 млрд евро, что превысило изначально заявленный диапазон в 2-3 млрд евро. При этом доходность по госбумагам страны заметно выросла, достигнув максимального уровня с ноября 2011 года, а спрос со стороны кредитных организаций снизился.

Интересно, чем испанцы будут отдавать. Валовой внутренний продукт  Испании, пятой по величине экономики Еврозоны, в I квартале 2012г. сократился на 0,3% в квартальном исчислении и на 0,4% в годовом. Таким образом, рецессия в Испании продолжилась второй квартал подряд: по данным Национального института статистики Испании, в IV квартале 2011 года ВВП Испании также сократился на 0,3%. До этого в течение первых трех кварталов 2011 года испанская экономика демонстрировала рост. Одной из причин нового витка рецессии можно назвать ухудшение ситуации на рынке труда Испании: по данным Центробанка страны, в I квартале 2012 года занятость сократилась на 4% в годовом исчислении.

 

Американские экономические горки

Всего каких-то пару лет назад все мировые СМИ пестрили заголовками, смысл которых сводился к знаменитой фразе Данилы Богрова: «вашей Америке кирдык!».  Многотрилионные долги американского бюджета, фиаско крупнейших американских финансовых институтов казалось не оставляли шансов если не Америке, то доллар уж точно должен был испытать на себе все прелести настоящего кирдыка. Аналитики в один голос предрекали «зеленой» валюте крах и забвение. Отечественный ученый по фамилии Панарин вообще заявил, что в 2010 году в США начнется гражданская война, которая приведет к распаду страны (чем полностью изобличил себя как «гениального провидца»).

Но вот прошло время, и все прогнозы как-то забылись. Обама потушил наиболее горящие места экономики обычным способом, то есть денежным потоком. Доллар немного подрос по отношению к евро (про рубль итак всем понятно).

Еврокризис как-то затмил ожидавшийся североамериканский апокалипсис. Как тут не уверовать в теорию заговора. Это, вероятно, Госдеп США придумал еврокризис, чтобы все стали говорить только про него, а про американские долги забыли. И ему это удалось. Потому что забытый долг – это уже не совсем долг.

Однако шутки в сторону. США действительно находится в трудной жизненной ситуации. Темпы роста экономики упали настолько, что люди уже выходят с лозунгами «Оккупируй Уолл-стрит». Американские фрики думают, что вот там полно денег, которые буржуи скрывают от трудового народа Америки. Ничего нового под Луной.

Получается цепная реакция. Снижение роста экономики США отражается на американском потреблении. Например, китайских товаров. В связи с этим замедляются и темпы роста Китая. Отсюда снижение цены на нефть. Что самым неблагоприятным образом отражается на российской экономике.

В общем, всем достанется на орехи.

Можно ещё вспомнить, что из кризиса 20-30 годов американская экономика вышла благодаря Второй мировой войне. Есть повод задуматься.

Снижение уровня жизни сразу в нескольких странах мира – это всегда катализатор для чего-то нехорошего: войн, революций, межнациональных столкновений.

Поэтому Запад – это самый опасный и напряженный регион на планете.

 

Дефицит идей

 Каков может быть выход?

Надо сказать, что экономический кризис – следствие идеологического. Старые смыслы уже не работают. Что-то навроде религии «туловища» (слаще есть, веселей отдыхать) явно не хватает. Адептов чистой веры в потребление становится всё меньше. Даже Великая американская мечта (маленький мальчик из малюсенькой, Богом забытой страны приезжает в Соединенные Штаты становиться основателем транснациональной корпорации или звездой шоу-бизнеса) уже несколько потеряла прежний блеск.

Однако концепция «потребление ради потребления» по-прежнему работает для большинства не очень богатого населения самых разных стран.

Но не это большинство двигает вперед историю. Модернизация и инновации – удел избранных. А им нужны новые смыслы и идеи.

И как только на горизонте появится что-либо подобное (например, надо будет всем миром отбиваться от злобных пришельцев из космоса), мировая экономика начнет выходить из кризиса. Политика обретет мирные консенсусные черты.

А затем мир постепенно отодвинется от опасной черты, за которой виден его конец. Впрочем, даже после этого на Земле вряд ли наступят коммунизм и полное изобилие.

 

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
27.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также