Жажда Бартоли

29.03.2012

Чечилия Бартоли – первая оперная дива целого континента — взбудоражила россиян еще осенью. Тогда именитая синьора подкинула задора и отменила долгожданнейшие концерты в Москве, Питере и Казани. Точнее сказать, перенесла на весну. И вот он, март!

Освещая то или иное событие, обычно расписывают, чем хорош артист, где обучался и какие награды получил. Но «казанское оперное явление» в описании требует совершенно нестандартного подхода… Ведь здесь родился Федор Шаляпин, который завоевал самые престижные похвалы на родине и перевернул все оперное искусство мира, добравшись до аллеи славы в Голливуде!

Владимир Маяковский, которого стоит обозначить «светилом» культуры своего времени – он эдакий самостоятельный бренд, изобрел собственный вид стихотворчества и уникальную плеяду метафор и образов (за что, безусловно, заслуживает Нобелевскую премию, несмотря на скромное место в морально устаревших учебниках русской литературы – прим. авт.) – умел оригинально и с юмором подкинуть дровишек в огонь. В одном из своих писем Максиму Горькому он нелестно отзывался о «беглецах»: 

Горько

           думать им

                     о Горьком-эмигранте.

Оправдайтесь,

                  гряньте!

Я знаю —

             Вас ценит

                      и власть

                                и партия,

Вам дали б всё —

                     от любви

                              до квартир.

Прозаики

             сели

                  пред Вами

                            на парте б:

— Учи!

           Верти! —

Или жить вам,

                  как живет Шаляпин,

раздушенными аплодисментами оляпан?

Вернись

            теперь

                   такой артист

назад

          на русские рублики —

я первый крикну:

— Обратно катись,

народный артист Республики!

 

Федор Шаляпин действительно был первым, кто удостоился звания «Народный артист» в Казани. Его именем назван международный оперный фестиваль, который проходит каждый февраль с 80-х годов. Поэтому в Казани особое отношение к опере, вплоть до государственного уровня.

Приезд Чечилии стал для казанцев настоящей сенсацией. Как эта дива оказалась здесь?  Ответ незамысловат: приехала в третью столицу! Правда, с камерной программой — самое время вспомнить о салонных выступлениях, некогда популярных в аристократических домах Европы. Их особенность – в исполнении редкостных произведений, которые Чечилия, пользуясь знаниями истории итальянской музыкальной литературы, и включила в свой репертуар.

Одно из самых красивых – Hai luli! Полины Виардо – парижской певицы, педагога, композитора, в которую был страстно влюблен Иван Тургенев. Исполнять самое изысканное – в стиле Чичилии. Можте быть, это и есть ее загадка притяжения? Ведь среди казанских поклонников в БКЗ были и московские… И европейские! Поклонники, повсюду следующие за своей звездой.

В США одна писательница проводила исследования на предмет почитания певицы и даже написала книгу, «объясняясь» в любви к Бартоли. Альтернативные психологи, чуть-чуть отступившие от научных правил, среди которых, например, Игорь Калинаускас – профессор, доктор наук в области философии и психологии личности, уверены, что искусство – это опора цивилизации. Оно не является жизненной необходимостью, бесполезна с точки зрения потребления, но существует. Но чтобы присоединиться к пространству искусства, необходимо эмоциональное переживание себя внутреннего, что схоже с медитацией, настройкой на ощущения.

А музыкальное искусство – доносится до слушателей через исполнителя, который концентрирует в себе образ эпохи, духа тех, времен, когда было написано произведение. Если это Италия прошлых веков, то, несомненно – готика, таинственность, магия, роскошь, запрет… Что и отличает, и характеризует Чечилию Бартоли. Ее диск Opera proibita – тому доказательство. В альбоме собраны редчайшие фрагменты ораторий римских композиторов начала XVII века, когда оперные представления были запрещены папами. После прослушивания действительно «качает».

Совсем недавно Казанская государственная консерватория представила на сцене БКЗ собственную постановку Моцарта «Свадьба Фигаро». Руководил студенческим оркестром Лео Кремер (Австрия). Постановщиком пригласили Эдуарда Трескина, нашего оперного певца, который солировал в Пражской опере и опере Будапешта около двадцати лет, создал в Чехии собственный театр-антреприза и два года назад был приглашен в ТАГТОБ режиссером.

Удивить чем-то зрителей после Шаляпинского – не просто. А ставить оперу в БКЗ – само по себе авантюрно, ведь там отсутствует оркестровая яма. Тогда Трескин выделил музыкантам свое место на сцене… Место действующих лиц – музыкантов, которыми дирижировал сам Моцарт, в роли которого и был Лео Кремер. Небольшие декорации и костюмы, позаимствованные у оперного, ничуть не казались скромными – справа и слева на стенах зала были инсталляции картин итальянских художников и фотографий европейских дворцов. Это что-то новенькое (хотя и «повтор» премьерного спектакля «Евгений Онегин», которым открывался нынешний фестиваль – прим. авт.)! Зато выступление настолько понравилось зрителям, что никто не побежал в гардероб занимать очередь, как это часто бывает после концерта.

Среди вокалистов сразу обнаружился «соловей» — Айгуль Хисматуллина в роли пажа Керубино. Дебютный выход третьекурсницы поразил вокальными данными и артистизмом. Заметно, что «полухарактерная» партия ей слишком «мала» по темпераменту. Если предположить, что чудо-вокалистка «не сойдет с тропы», то с уверенностью – она следующая за Михаилом Казаковым и Альбиной Шагимуратовой, которые точь-в-точь повторяют взлет Федора Шаляпина. А поднажмет на технику –  станет и Чечилией…

 

Лиана Тимерханова,

специально для «Вовремя:ру»

29.03.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также