Как потушить горящие туры

28.04.2012

  

                               От работы никто не умер, об отдыхе и говорить нечего.

                                                                             Польский журнал «Пшекруй».

 

 

Дали вольную

 

Россияне любят отдыхать. И, главное, умеют это делать с размахом, присущим их душе. Со времен падания Берлинской стены и Советского Союза наши граждане получили возможность мир посмотреть (ну, и себя показать).

Поначалу силу турпотока из России сдерживало не очень блестящее материальное положение граждан. Но пришли тучные двухтысячные, цена на углеводороды достигла пика Коммунизма и, скрывшись за облаками, оттуда обильным потоком наличности стала поливать все остальные отрасли народного хозяйства.

В том числе и туристический бизнес. В одной Казани турагентств, больших, маленьких и совсем крохотных, уже сотни. Точное число не известно – одни расцветают пышным цветом, другие вянут за сезон, а лицензирование для агентств давно отменили.

 

Клуб кинутых путешественников

 

Но, как это бывает в жизни, благолепие долго не может продолжаться безнаказанно. Диалектика бизнеса – если нет проблем, вы ещё не проснулись. Туристическую отрасль России начинают сотрясать скандалы.

Имеется в виду неприятная прошлогодняя история с немаленькой турфирмой «Ланта-тур». Напомним, что часть российских туристов, купивших путевки через эту фирму, столкнулись с некоторыми неприятностями в отелях сразу нескольких стран. Под некоторыми неприятностями здесь понимается то, что они оказались не оплачены. Соответственно, наших туристов не выпускали из отелей, требуя доплаты за проживание. И кое-где приходилось драться с портье и ресепшеном, чтобы элементарно вернуть собственные документы.

Хотя путевки были предварительно оплачены в полном объеме.

Представить такое с американскими, английскими или немецкими туристами трудно. Они просто позвонили бы в своё посольство и через непродолжительное время ситуация был бы улажена. Особенно, это касается американцев. Их консул позвонил бы в отель и не преминул бы упомянуть о том, что их авианосец с ротой морских пехотинцев на борту базируется как раз неподалеку. Причем, конкретная страна не важна. Американские военные базы имеют обыкновение занимать пространство по всему миру. Отельер, безусловно, с пониманием отнесся бы к пожеланиям американского консула. Ведь всем давно известно, как у янки чешутся боеголовки. А тут повод железный – угроза безопасности американским гражданам.

Но вернемся к российским туристам. Примерно похожая на прошлогоднюю история произошла и совсем недавно – с турфирмой «Идеальный мир». Этот «мир» оказался неидеальным для туристов, ему доверившихся, по причине того, что обратный вылет в Россию авиакомпаниям не оплатили. То есть сами туристы, разумеется, заплатили за возвращение. Куда делись деньги потом, разбираются сейчас компетентные органы.

События, лишающие туристов их отдыха, развиваются на фоне финансовой несостоятельности туристской компании. Причинами могут быть демпинг, вызванный несбалансированностью между количеством туристов, перевозкой и местами в отелях, нестабильные ситуации, катаклизмы, катастрофы, войны в странах, на которых делает ставку туроператор, отказ кредитных институтов в выдаче кредита, банкротство иностранных туристских компаний.

 Говоря проще, схема такова: что позволят турфирме взятые от клиентов деньги направлять на что угодно.

Как считает заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов, и в этом сезоне ситуация с банкротствами не обойдет туристский рынок стороной.

 

Депутаты тоже любят отдыхать за рубежом

 

На будущее российские законодатели решили подстраховаться.  24 апреля 2012 года Госдума приняла во втором чтении проект поправок в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В среду, 25 апреля, успешно прошло третье чтение закона, а уже в четверг решение Госдумы обсудили в Комитете Совета Федерации по социальной политике.

Эти законодательные новеллы предполагают ввести механизм оказания экстренной помощи туристам в стране временного пребывания путем формирования компенсационного фонда. Он предназначается для оплаты экстренного вывоза туристов из страны временного пребывания и гостиничных услуг по проживанию. Фонд формируется за счет взносов туроператоров, в размере 0,1 % от годового объема денежных средств от реализации турпродукта, но не менее 100 тыс. рублей. Для информации, по оценке аналитической службы АТОР, совокупный объем валовой выручки всего операторского рынка — с небольшой погрешностью — может составлять около 200 млрд рублей. То есть размер фонда должен достигнуть примерно 200 млн рублей.

Усиливается ответственность туроператоров за свой продукт. В частности, при реализации турагентом продукта от своего имени в договоре с туристом должен быть указан туроператор, сформировавший этот продукт, а также способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта). В свою очередь, на сайте оператора должен приводиться перечень агентств, с которыми он сотрудничает. Важное новшество – введение уведомительного характера регистрации турагентств, что поможет упорядочить ситуацию на розничном рынке и установить контроль за ним.

Согласно поправкам, оптимизируется шкала финансовых гарантий в зависимости от оборота туроператоров. Для тех, у кого годовой оборот не более 250 млн рублей, их размер составит 30 млн. рублей. При оборотах более 250 млн размер фингарантий должен составить 12% от объема реализации. Таким образом, вырастет финансовая ответственность перед туристами игроков крупного бизнеса, с которыми и были связаны основные проблемы и банкротства в последние годы.

 

Правила успешного туриста

 

Но и самим потенциальным туристом не плохо бы подумать о своей ближайшей судьбе. Как показывает практика (ЗАО «Ланта-тур вояж» считалась одной из сильных организаций на туристском рынке России), известная марка не гарантирует от неприятностей. Впрочем, туроператоры (те организации, которые собственно и всё организуют, а потом, зачастую либо посредством интернета, либо через турагентства продают туры) имеют лицензию от Ростуризма. Значит, таким например, крупным туроператорам как  Pegas доверять можно.  Но тут действует народная мудрость: доверяй, но проверяй.

Тщательнее надо, товарищи, как говорил великий сатирик современности Михаил Жванецкий. При покупке турпродукта, прежде всего, нужно тщательнее выбирать турагентство. Так работающее достаточно продолжительное время турагентство более хорошо ориентируется на туристском рынке и умеет следить за динамикой его развития, в том числе отслеживать «скачки настроения», являющиеся предвестником наступления у того или иного туроператора финансовых проблем. Поэтому выбирая турагентство, нужно обратить внимание на время его существования на туристском рынке. Не плохо бы заранее поинтересоваться – внесен ли туроператор, предлагающий тур, в единый Федеральный реестр туроператоров и каково его финансовое обеспечение, то есть имеет ли он лицензию.

«Вовремя» предлагает вашему вниманию ТОП-10  самых надежных туроператоров по оценке рейтинговых сайтов данной отрасли:

1.     Tez Tour

2.     Sunmar

3.     Натали Турс

4.     Интурист НТК

5.     Mostravel

6.     S7 Tour

7.     Coral Travel

8.     Pegas Touristik

9.     Нева

10.    Anex Tur

 

Страховку выплатили, а осадочек остался

 

Но и внимательности клиентов и усилении госконтроля нет абсолютной гарантии от повторения подобных случаев. Конечно,  в настоящее время страховой компанией «Ингосстрах» выплачено страховых возмещений 2938 туристам «Ланта-тур вояж» на общую сумму 50,1 млн. руб.

Но туристы едут за рубеж отдыхать, а не драться с отелях, даже при условии, что затем им выплатят «боевые» в виде страховой компенсации. Желательно минимизировать опасность испорченного отдыха «на берегу».

Ещё пара таких случаев за сезон и потребитель будет напуган. Возможно, часть туристов предпочтут родные пенаты манящим заграничным далям. Но это не выход. Наши сочинские и крымские курорты обходятся сейчас чуть дороже наиболее популярных у россиян Турции и Египта (при условии, что едешь не «дикарем», а в прибрежный санаторий с минимальным уровнем сервиса). Да, даже горящие туры в Испанию или Грецию бывают дешевле коктебельских или адлеровских домов отдыха.

Кстати, именно российские туристы не дают ценам на египетские отели упасть ниже себестоимости. Более пугливые европейцы резко сократили посещение пирамид после местной революции. А наших, видимо, такой  экстрим только бодрит и придает свежести восприятия.

 

Рефрейминг туристической отрасли

 

В свете вышеизложенного, к делу ограждения потенциальных туристов от предотпускных страхов и сохранения их психического здоровья должны подключиться и сами предприниматели от туристической отрасли. Сделать это проще простого. Достаточно внедрить у себя на фирме европейскую модель.

Она не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Деньги клиента, уплаченные за будущий тур, кладутся на некий счет. Снять их фирма сможет только после того, как клиент вернется домой и подтвердит (своей подписью), что с ним всё в порядке и в целом туром он остался доволен. А его отель, трансфер, страховку, перелет и т. д. оплачивает фирма из ранее заработанных ею средств.

В такой ситуации турист чувствует себя более комфортно и защищено. Турфирма же платит «за банкет». Вот пусть она и думает, как лучше сделать так, чтобы заработать, а не потерять.

Зачем такой расклад фирме? Если на рынке начнется даже не паника, а первые её предвестники, самым главным, а может и единственным  критерием при выборе конкретной фирмы станет надежность. И тут вышеописанная схема будет таким конкурентным преимуществом, которое «вышибет табуретку из-под ног» всех соперников. Пусть даже они предложат лучшую цену.

В общем, инновации способны спасти и вывести на новый уровень любой вид бизнеса. И туристический  — не исключение.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя.ру

28.04.2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также