Когда раскроется «Бутон»

27.02.2012

Наука на службе ГАИ

«Бутон» — так красиво назвали в питерском ООО «НПП «Лазерные системы» свою разработку, позволяющую определить наличие паров этанола в салоне транспортного средства. Это лазерный алкотестер, принцип работы которого основан  на диодной лазерной спектроскопии.

Где-нибудь во Франции или Южной Корее дорожная полиция вынуждена останавливать транспорт, используя научный метод тыка. Водитель в обязательном порядке выходит из машины для проверки на алкоголь электронными и химическими этилотестами.
Наш же «Бутон» позволяет сканировать салон автомобиля на специфических линиях поглощения паров этилового спирта, не останавливая транспортное средство. Метод абсорбционной спектроскопии предполагает измерение зависимости интенсивности
излучения от длины волны при его прохождении через вещество. При поглощении части излучения на определенных длинах волн будет наблюдаться ослабление интенсивности излучение на этих длинах волн. Конкретные длины волн и величина поглощения позволяет судить о самом веществе и его количестве.

Для тех, кто (как корреспондент «Вовремя») плохо учил в школе физику и не понял предыдущий абзац, скажем просто: «Бутон» чутко определит, пили находящиеся в автомобиле люди или нет. Что пили, с кем и когда, видимо, будет определять «Бутон-4S».

Однако — и это ключевой момент — прибор не сможет определить, кто конкретно является источником паров этанола, если в салоне несколько человек.

 

Технические детали

Как пояснила корреспонденту «Вовремя» Наталья Александрова, менеджер по рекламе и PR ООО «НПП «Лазерные системы», есть две разновидности «Бутона»: стационарный (на подставке – прим. авт.) и мобильный (ручной – прим. авт.). Характеристики их схожи. Только первый действует на расстоянии до 25 метров, а второй – до 15 метров.

Фиксация паров происходит за 0,1 секунды. Так что нарушитель «сухого закона» не проскочит.

Для того, чтобы алкотестер эффективно регистрировал пары этанола, нужно, чтобы автомобиль двигался со скоростью не более 150 км/час. Но если автомобиль превысит данную скорость, никаких дополнительных причин для его остановки инспектору ДПС и не потребуется.

«Бутон» реагирует только на пары алкоголя. Например, «незамерзайка», которой моют автомобильное стекло, производится из изопропилового спирта. Его спектр поглощения отличается от этилового спирта. А прибор максимально отстроен от влияния паров изопропилового спирта. 

Примерно та же ситуация с духами и одеколонами. Надо очень сильно и часто душиться, чтобы прибор среагировал на вас по этой причине.


Без инспектора не обойтись

«Бутон» по каналу Wi-Fi передает фото подозрительного автомобиля сотруднику ГИБДД. Сам сотрудник ГИБДД может находится на расстоянии до 200 метров от прибора. Но сотрудник ГИБДД, безусловно, рядом нужен. Сам прибор машину не остановит. А фиксация паров этанола – само по себе не нарушение.

Кстати, корреспондент поинтересовался у разработчиков и дозой алкоголя, на которую реагирует прибор. По словам Александровой, «Бутон» настроен на концентрацию 150 мкг/л. Это примерно равно литру легкого пива. Тем, кто принял бокал вина, можно не особенно волноваться. Вряд ли «Бутон» обнаружит этот водительский грех.

 

Расцвет «Бутона» откладывается

Стоимость обеих версий «Бутона» оказалась коммерческой тайной. По непроверенным данным, она начинается от 300 тысяч рублей только за переносной экземпляр. Для сравнения, стоимость обычных ручных алкотестеров (которые только и могут делать, что на месте определять количество промилле в организме высадившегося тела — прим. авт.) начинается от 200 рублей.

В интернете мелькала информация, что Санкт-Петербург, Казань и Сочи станут городами, где прибор будут апробировать для выявления и устранения мелких неполадок. Но в пресс-службе УГИБДД по РТ сообщили, что «Бутоны» к ним не поступали и не известно, когда поступят. Может, оно и к лучшему?


Главное – благая цель

Несмотря на то, что «Бутон» — это яркий пример отечественной инновационной разработки, уникальный для всего мира прибор, давайте задумаемся – для чего он нужен?

Чтобы гарантировано выявлять пьяных за рулем? Например, водителей в состоянии наркотического опьянения «Бутон» выявить не в состоянии. А таких водителей становится всё больше на российских дорогах.

Но не это вызывает главные сомнения. Если водитель ведет  свой автомобиль с допустимой скоростью и без видимых огрехов, то его вроде как и остановить-то не за что. Если, конечно, не объявлен план «Перехват». Может, смысл «Бутона» в том, чтобы дать возможность инспекторам ДПС лишний повод затормозить ту или иную машину?

Хотелось бы надеяться, что инновационный прибор создан именно для профилактики. А также для сохранения человеческих жизней, которые не имеют цены.

 

Граждане как альтернатива приборам

Для успешной профилактики, по мнению корреспондента «Вовремя», в этот процесс надо привлекать широкие слои населения. Предположим, заметил неравнодушный прохожий, что такая-то машина с таким-то номером как-то подозрительно быстро промчалась мимо, да ещё и на красный свет. Позвонил прохожий с сотового телефона на специальный номер, и уже через полчаса «приняли» сотрудники ГИБДД «тепленького» нарушителя».

А «Бутоны» на каждом перекрестке не установишь. Дороговато выйдет.

Уже сейчас успешно функционируют телефоны республиканской – 5333-800 и городской – 5333-900 дежурной части ГИБДД. Но там не дают гарантии, что ту же бросятся ловить нарушителя по жалобе граждан. Экипажи, в основном, задействованы на профилактику, то есть на «охоту на асфальте» за нарушителями ПДД. Поэтому выезжают только на очень серьезные случаи, например, на аварию.

А по логике вещей, раз безопасные дороги нужны, прежде всего, самим водителям и пешеходам, они и должны следить за соблюдением ПДД окружающими. А контролирующие органы должны оперативно реагировать на их жалобы. На это дело должны быть брошены основные силы ГИБДД.

Для успешной профилактики пьянства за рулем неплохо бы ужесточить наказание. Например, сделать, как в Великобритании. Там пойманного нарушителя лишают прав на год, плюс штраф — до 5 тысяч фунтов или в тюрьму на полгода. При вторичном нарушении — лишение прав на 3 года (штраф тоже растет – прим. авт.). Если нетрезвым совершено ДТП с гибелью человека — 14 (!) лет тюрьмы. Английский суд в данном случае не будет смотреть на бывший статус (например, судьи… – прим. авт.) обвиняемого. Об условном наказании при гибели потерпевшего там не может идти и речи.

Вот тогда, может быть, и снизится количество нетрезвых водителей.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

27.02.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также