Образованные законом

28.08.2012

 

Учитель:
-Тема сегодняшнего урока — «Решение квадратных уравнений».

Весь класс:
-У-у-у…
-Hу, ладно, ладно, в конце немного потанцуем, послушаем музыку.

 

Анекдот

 

Система работает вхолостую

Узнают ли российские дети, кто победил в Великой Отечественной войне, химическую формулу спирта и, наконец, что вокруг чего вертится — Солнце или Земля? На этот не такой простой вопрос должен дать ответ свежий ФЗ «Об образовании».

Приведенные вопросы отнюдь не праздные. И если кто-то принял их за шутку, то совершенно напрасно. Согласно последним соцопросам далеко не все россияне знают, что Земля – это планета Солнечной системы.

Согласно результатам исследований независимого института Legatum Institute по уровню образования Россия опустилась (за 2011 год) с 28 на 38 место. Выражается это в том, что приезжая за рубеж россияне вынуждены не просто подтверждать свое образование, а переучиваться заново. Исключая тех, кто занимается сугубо теоретической наукой. Таких западные (и не только) университеты переманивают к себе сами.

Однако, система образования в России отнюдь не разрушена. А стабильно функционирует. В России насчитывается 1,36 млн учителей и 13,36 млн учеников, которые распределяются по 53 тысячам школ (из них 34 тыс. сельских и 19 тыс. городских). На 10 учеников получается по одному учителю. Что-то в переполненных классах городских школ подобная статистика не просматривается. Плюс около 3 тысяч вузов и их филиалов, из которых ежегодно выпускается примерно 1,1 млн дипломированных специалистов. Плюс система профтехобразования. Которая тоже кого-то там выпускает. Заводы же работают.

Впрочем, о проблемах системы образования в России не говорит только ленивый.


С Макаренко в голове

Новый закон «Об образовании» разрабатываемый ещё при Дмитрии Медведеве, по замыслу очередных реформаторов должен снять наиболее острые вопросы.

Но перед тем, как перейти непосредственно к закону, оценим его преамбулу. Точнее то, как в ней законодатель определяет само понятие образование. Цитата: «под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Как видно, в России, по-прежнему, доминирует советское понимание системы образования. Начинается всё почему-то с воспитания. Хотя нынешним учителям успеть бы дать хоть какие-нибудь знания ученикам. Когда же их ещё и воспитывать? А что значит «в интересах государства»? Государство – это же не живой организм. У него могут быть задачи, цели. Но какие же у него интересы?

В связи с таким пониманием функций образования и писался этот конкретный закон.


Секвестрование интеллектуального будущего

Его критиков пугают больше всего 2 вещи.

Во-первых, критикуют возможные сокращения. Они должны коснутся самых разных мест. Президент Владимир Путин  заявил, что до конца 2012 года необходимо выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу реорганизации вузов. Он считает, что в стране есть учебные заведения, которые предоставляют студентам некачественное образование. Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов также отмечал, что в ближайшие три года предстоит провести сокращение госвузов на 20%, а их филиалов – на 30%.

Министр Ливанов уже провел совещание с ректорами вузов, имеющих более 10 филиалов по всей стране. Собравшимся было приказано сократить в течение года количество филиалов ровно на 50 %.

Понятно, что выпускники вузов редко работают по специальности. Но какие-то базовые знания они всё равно получают. Даже в не очень высокорейтинговых вузах. По крайней мере, академическое образование расширяет кругозор и тренирует интеллект.

Идти по пути снижения людей, имеющих высшее образование, как предлагает свежеиспеченный полпред Холманских, — значит искусственно отуплять собственное население.

Затем, будут сокращаться сельские школы. Так, если в районе на 2000 детей приходится около пятидесяти школ, то это считается неэффективным, и учебные заведения могут закрыть.

В Татарстане этот процесс уже идет. Без всякого ФЗ. Зато покупают автобусы, чтобы доставлять детей в «центральные» школы. Приобретают оборудование систем ГЛОНАСС для обеспечения безопасности. Дороги сельские ремонтируют.

Насколько эта мера экономит бюджет – вопрос спорный. Но что бесспорно, так это то, что ни детям, ни их родителям из сокращенных школ не комфортно ездить учится за сто верст от дома. Вот уж на чем стоит экономить в самую последнюю очередь, так это на школах.

Под вопросом сокращения «непрофильного персонала». То есть штатных психологов, логопедов и т. д. За счет этого сокращения предполагается поднять зарплату учителям (оставшимся). Вот что по этому поводу думает один из виднейших российских экспертов в области образования академик  М. Поташник: «Убрав сегодня  узких специалистов из школы, мы будем вынуждены работать на создание тюрем и колоний. А дети с задержками в развитии? Без работы с ними перечисленных выше специалистов проблемные дети окажутся выброшенными на улицу и однозначно пойдут в криминал».

И с мнением академика трудно спорить.

К тому же официально расходы федерального бюджета на образования должны расти. Так в 2010 году на него было выделено 386,4 млрд рублей. В прошлом году – 552,4 млрд рублей. А в этом система образования должна освоить уже 603,5 млрд рублей. Правда, потом образовательные расходы согласно планам правительства опять пойдут на спад: 2013 год – 558,9 млрд рублей, 2014 год — 499,5 млрд рублей. Спад не сильный, но сама тенденция слегка настораживает.

Например, зарплату учителей периодически поднимают. И Путин грозится увеличить её до размеров средней по стране. Но в Минфине при этом тактично отводят взгляд в сторону. А когда заходит предметный разговор, финансисты намекают на то, что это мало реально для нынешнего бюджета. Не говоря уже о кризисном.

Вообще, подход у учительской зарплате не может не забавлять. Он прост – чем больше учеников, тем больше зарплата. На самом деле, на первом месте должен быть иной критерий. А именно – качество, а не количество работы. И это даже баллы набранные учениками при сдаче ЕГЭ. Этот показатель должен учитывать удовлетворенность учеников и родителей результатами обучения.


Облегченный багаж знаний

Кстати, о деньгах. Вторая забота и тревога родителей – они боятся, что образование станет платным. Но тут бабушка надвое сказала.

Вообще-то закон своей 45 статье прямо говорит: «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя в суде».

Но тут все зависит от того, что будет входить в обязательный образовательный стандарт. Пока туда входит помимо русского языка и математики ОБЖ и физкультура. Но ученик сам вправе выбрать предметный цикл для (бесплатного) обучения.

Здесь есть некоторое копирование американской модели. Но это как раз плюс.

Подросток, как правило, уже осознает, к чему у него есть тяга. К чтению Пушкина, возьне с лабораторными колбами или к занятиям боксом. Если тяга не явно выражена, должны помочь родители.

Даже в советской школе многие знания были «лишними». Выпускник забывал многое из того, чему учили буквально за порогом школы. А уж сейчас объем знаний, которые требуется заложить в голову ученика, значительно возрос. И бедная голова не может всё вместить физически. Зачем же детей мучить?


ЕГЭ: миф и реальность

И на сладкое о наболевшем. То есть о ЕГЭ. Не держа интригу, сразу скажем, что отменять этот экзамен никто не планирует. Будем мучиться и дальше. Вместе с потенциальными абитуриентами.

Стоит отметить, что есть 2 разных ЕГЭ. Виртуальный – в представлении его теоретиков и всамделишный. Первый – это оценка знаний ученика, сделанная на основе единых критериев независимыми от данной школы людьми. А вот ЕГЭ, каким он стал, —основной параметр для назначения зарплаты учителю, для оценки директора, школы, региона — и вообще всех, кроме разве что Путина и Медведева. И все знаменитые плюсы (например, парень из глубинки, поступивший в МГИМО) относятся скорее к первому из двух ЕГЭ (виртуальному). А гордость Минобразования — второй реальный ЕГЭ, пока, во всяком случае, демонстрирует одни минусы. Поэтому и распространёно на ЕГЭ списывание. Нет сдерживающих механизмов, заниматься настоящим контролем некому.  Одной лишь нехваткой «культуры честности» системную ошибку не объяснить.

В общем, родителям следует набраться терпения. И на всякий случай приготовить деньги.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
28.08.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также