Ручное управление экономикой

28.12.2011

Старые договора о главном

Сегодня в Кабинете министров РТ прошло торжественное и значимое для республики событие. Каждый глава подписал (хорошо, что не кровью – прим. авт.) соглашение с Кабмином РТ, где прописаны определенные обязательства. Согласно им, жизнь в подведомственных городах и весях должна соответствовать разработанным в Кабмине показателям. А Кабмин, со своей стороны, должен этому всеми возможностями содействовать.

Такая практика для Татарстана не нова. В предыдущие годы главы городов и районов (персональный состав их, конечно, с тех пор поменялся по независящим от них причинам – прим. авт.) тоже подписывали такие соглашения. Но в этом году появилось несколько новшеств. Но сначала об итогах уходящего года.

 

Возвращение Госплана

Для анализа работы муниципалитетов и их руководства в 2011 году было предусмотрено 50 индикаторов. Их разделили на 15 групп: уровень жизни, обеспеченность доходами, объем уплаченных страховых взносов, состояние здравоохранения, уровень развития физкультуры и спорта, качество образования, доступность жилья, состояние ЖКХ, уровень развития культурной сферы, уровень экологической безопасности, уровень развития транспортной инфраструктуры, размещение муниципального заказа, развитие малого бизнеса, уровень состояния (так и написано – прим. авт.) общественного порядка, уровень предоставления муниципальных услуг. В общем, глава должен был отвечать абсолютно за всё. Не пришел вовремя автобус, нахамили в присутственном месте, сын тёти Гульнары не сдал вступительный экзамен в колледж высшей экономики, и поэтому подрался с внуком бабы Клавы, туда поступившим, прорвало трубу и соседа дядю Радика – во всем этом есть недоработка муниципалитета. Удивительно, как в этот список не включили регулярность восхода Солнца и отсутствие наводнений.

Корреспондент «Вовремя» не нашел, к своему сожалению, разницы между уровнем жизни и обеспеченностью доходами. Но вполне может быть, что в первом случае речь идет о населении, а в во втором – о бюджете.

По совокупности всех показателей по каждому городу и району Татарстане вычислялся итоговый процент. Механизм подсчета – тайна для обывателя. Не потому, что гостайна, просто используются сложные формулы приведения к единому знаменателю очень разных показателей. Как, например, сопрячь между собой количество отремонтированных труб и уровень рождаемости? Раньше мужчинам было не до женщин, они занимались ремонтом? Короче, простому, научно не подкованному корреспонденту этого не понять.

 

Каждому сверчку по шестку

Результаты города и районы показали не 100-процентные, но тоже не слабые. В «передовиках» Новошешминский — 90%, Заинский – 88%, Кукморский — 88%, Азнакаевский — 88%, Альметьевский — 86%, Бугульминский – 86% и Сабинский – 86% районы. Среди самых отстающих (впрочем, не намного – прим. авт.) – Чистопольский – 70%, Атнинский – 70% и Черемшанский – 72% районы. Казань с её 80% — крепкий «середнячок».

Почему Казань с её промышленным потенциалом оказалась хуже Сабов? Дело в том, что ситуация изначально не равная. Для каждого района соглашение с Кабмином предусматривает собственные отчетные показатели. Чтобы не сравнивать «тяжеловеса» с «юниором», всё должно быть индивидуально. Понятно, что для Казани индикаторы предусматривают большие цифры.

Само соглашение и методику оценки эффективности муниципалитетов разработали в недрах Минэкономики РТ. Там же в конце года мониторят достижения (или провалы – прим. авт.) городов и районов и предоставляют Кабмину сводный отчет.

 

Индикаторы светлого будущего

На следующие пару лет число индикаторов решили сократить более чем вдвое. Оставили 24 самых важных. Некоторые, как например, ситуация в здравоохранении, отпали по причине перевода данной сферы в компетенцию регионов. Другие излишне, по мнению сотрудников Минэкономики, детализировали ситуацию. А, следовательно, добавляли лишней работы указанным сотрудникам.

Ввели 11 совершенно новых показателей. Из них 3 должны отражать степень удовлетворенности населения. Впрочем, главный для стран с демократическим устройством показатель удовлетворенности – выборы — в Татарстане и так показывает её крайнюю степень. Но на всякий случай, для себя в Минэкономики решили ещё раз перепроверить информацию из ЦИКа. Вдруг всё-таки найдется пара неудовлетворенных. Только как будут считать? Ответ прост – посредством социологического исследования. Придется, видимо, главам накрывать столы и для социологов. Для пущей объективности результатов, разумеется.

«Номинаций», то есть отдельных разделов, 4: «Социальное развитие», «Жилищно-коммунальная сфера», «Муниципальное управление», «Повышение инвестиционной привлекательности и налоговый потенциал муниципального образования».

В первый раздел входят данные по муниципалитету о средней зарплате, уровне безработицы, приросте населения и «денежным доходам на душу населения к минимально­му потребительскому бюджету на члена типовой семьи». Сюда же относятся и результаты ЕГЭ, и количество занятых в культурных и спортивных мероприятиях, и результаты опроса населения относительно качества образования и местной культуры.

С ЖКХ ситуация проще (с учетом достижений разумеется, а не с самим ЖКХ – прим. авт.). Здесь к опросу о степени удовлетворенности услугами ЖКХ (после очищения результатов от нецензурных выражений – прим. авт.) добавятся только показатели, характеризующие, сколько квадратных метров жилья приходиться на одного жителя в среднем, и долю   переработанных отходов в общем количестве собранных вто­ричных материальных ресурсов. Количество капитально отремонтированных зданий и рост тарифов (который учитывался в этом году – прим. авт.) чиновников не интересует. К чему эта излишняя детализация?

Последние два раздела состоят в основном из чисто экономических показателей. Например, «доля протяженности автомобиль­ных дорог общего пользования ме­стного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в об­щей протяженности автомобиль­ных дорог общего пользования» или «налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образо­вания в расчете на одного жителя». Не понятно, правда, как глава района может влиять на строительство дорог или на объем инвестиций в основной капитал. Рождаемость глава (если он мужчина – прим. авт.) может, конечно, немного поднять лично, но некоторые сочтут такую политику аморальной.

Любопытно, как планируется внедрение передовых технологий на муниципальном уровне. Так, по индикатору «Доля закупаемой нанотехнологической продукции в общем объеме муниципальных закупок» минимальный порог установлен на уровне 10%. Это направленно на реализацию соглашения между республикой и «Роснано».

 

ВТО и татарстанская глубинка

Предваряя подписание соглашений, выступил министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. Начал он оптимистично. В среднем по Татарстану уровень выполнения индикаторов в этом году составил 79,6%, что на 11,6% больше, чем в 2010 году. То есть живем мы всё лучше год от года. Жаль, что не все это замечают.

Но статистика – вещь упрямая. Лучше, и никаких гвоздей. Индекс промышленного производства достиг почти 106%. Объем отгруженной продукции предприятий республики  — почти 1,3 трлн. рублей. Рост номинальной заработной платы составляет 113%, рост реальной заработной платы – 106%.

А вот закончил речь Шагиахметов не очень весело. По его мнению, в следующем году республике придется столкнуться с экономическими рисками. Главными из которых являются высокая волатильность евровалюты и вступление России в ВТО. Как падение евро отразиться на зарплате грузчика в Кукморе, пока не известно. А вот ВТО со своими товарами уже на пороге.

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков поддержал Шагиахметова. По его словам, наплыв импорта Татарстан должен ощутить уже в следующем году. Правда, его может несколько сдержать татарстанская покупательная способность, особенно в селах и малых городах.

Халиков (уже не в первый раз за последние несколько дней – прим. авт.) призвал рассматривать вступление в ВТО как шанс для отечественного производителя товаров. Муниципалитетам следует тоже подготовиться к вступлению в ВТО. Точнее, подготовиться надо предприятиям, расположенным на их территории. Тем, чья продукция конкурентоспособна на мировом рынке. Если, конечно, такие есть. В Татарстане их, конечно, много, но, наверно, не в каждом районе. Задача исполкомов в таких случаях — быстрей готовить продукцию продвинутых предприятий к сертификации и продвигать всеми силами на внешний рынок. Корреспондент «Вовремя» так и представил, как районный глава, выступая на BBC, рассказывает о валенках из наноматериалов, сшитых на местной фабрике под брендом «Смерть капиталу».

 

Прирост населения – главный приоритет

По ходу подписания соглашений Халиков не просто молча следил за степенью замысловатости и каллиграфичности подписей местных глав. Он живо комментировал ситуацию в каждом районе. Давал советы, на что обратить внимание в первую очередь. Кому подтянуть ЕГЭ, а кому и новую дорогу построить. Попутно решались некоторые экономические вопросы. Почему, например, инвестиции в районе растут, а собираемость налогов уменьшается? Из зала ему объяснили, что всё дело в том, что вложенные средства пока не начали работать.

Выяснилось, какой показатель считается главным в правительстве. По словам Халикова, это не инвестиции и не водопровод, и даже не результаты ЕГЭ по математике, а «естественный прирост (убыль) на 1000 человек населения». Это правильно, нет ничего ценней человеческой жизни. Здесь, по мнению Халикова, следовало бы включить как показатель и средний возраст жителя территории. А не то в некоторых районах из молодежи остались только телки да поросята. Но это, наверно, исключили как излишнюю детализацию.

По мнению Шагиахметова, «новая система индикаторов для муниципалитетов органично увязана с целевыми показателями социально-экономического развития республики».

 

Глава, ты в ответе за всё — но не юридически

В соглашениях, как ни странно, не прописаны санкции в отношении тех глав, которые не достигнут заявленных показателей. А, как известно, договор без санкций – это просто «честное пионерское».

Впрочем, как пояснили в пресс-службе Минэкономики, не выполнивших «план» ждет серьезный разговор с руководством республики. Во время него они должны будут аргументировано доказать, что пробелы в официальной отчетности вызваны исключительно объективными факторами, вопреки самоотверженной работе исполкома.

Нельзя исключать, что последние кадровые перестановки в районах Татарстана связаны отчасти и с достижением «минэкономовских» показателей. Но с одной поправкой – в том числе. Несомненно, что на кадровую политику в республике влияют и другие факторы, помимо индикаторов качества работы.

 

Дайте немного порулить!

Корреспондент «Вовремя» что-то слышал о странах, где экономическое развитие пущено на самотек. То есть предоставлено не государственным и муниципальным органам, а частным фирмам. Государственные органы там, конечно, тоже следят за экономической ситуацией и ведут статистику. Но за каждый произведенный кирпич и за каждую стрижку в парикмахерской чиновники там почему-то не отвечают.  

У России же особый путь. Чтобы получить рынду, подарок от Деда Мороза или новый унитаз, у нас обязательно нужно дозвониться до Владимира Путина.

Вертикаль власти хороша при большой войне (которой, слава Богу, пока не предвидится – прим. авт.). А при повседневном ручном управлении экономикой вырабатывается навык иждивенчества. Даже в предпринимательской среде. Уровень жизни должен зависеть от самого человека, а не от начальства.

Но самое страшное, что реализация действительно важных и полезных инициатив целиком и полностью находиться в руках ограниченной группы людей. И нет никакой гарантии, что что-то новое пробьёт себе дорогу без помощи государственных чиновников. Может, пора отпустить узду?

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

28.12.11


Фото: пресс-служба президента РТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также