«Таблетка» от «пробок»

29.08.2012

 

 

Автомобиль отличается от общественного транспорта тем, что ты сам выбираешь дорогу, на которой будешь стоять в пробке.

 

Шутка

 

Автомобиль – не роскошь, а аннигилятор свободного времени

Российские города-миллионики уже давно почувствовали на себе завораживающее дыхание прогресса. Урбанизируется практически каждый уголок современного городского пространства. Но вот парадокс. Научно-технический прогресс, который по идее должен облегчать жизнь, иногда делает её невыносимой.

К примеру, мировой автопром работает практически без выходных. Выдает на гора свежие авто, которые расходятся как горячие пирожки. И даже быстрей. Можно только порадоваться за благосостояние россиян – количество автомобилей на тысячу жителей ежегодно увеличивается. Например, в Казани общий автопарк, частный и государственный, стремительно приближается к числу 300 тысяч машин. И это на примерно 1 100 000 населения. 

Создатели автомобиля (как и его покупатели) считали, что он будет дарить комфорт и скорость передвижения. С тех пор как автопробегом ударили по бездорожью и разгильдяйству, много бензина утекло. Бездорожье и разгильдяйство почти не почувствовали удара. Зато появилась новая напасть больших городов – «пробки».

И теперь автомобилисты потихоньку забывают про заявленные комфорт и скорость. Тут уж не до жиру, добраться бы до места.

Однако, если есть проблема, то должно быть и решение.


Больше места – больше машин

И в большинстве городов, во всяком случае, российских, решают эту проблему посредством строительства дорог, их расширения и устройства транспортных развязок.

Этот выход из положения всем хорош. Если бы не 2 но.

Во-первых, это истощает бюджеты разных уровней. Финансовые затраты в России увеличиваются за счет «откатной» части и плохого качества строительства. Положили асфальт – а на следующий год он пошел трещинами, ещё через год – надо класть новый. Иначе КАМАЗы начнут проваливаться в массовом порядке, портя своим нелепым видом дорожное полотно и окружающий ландшафт в целом. 

Но даже если предположить на минутку, что бюджет не ограничен и дорожники все сделают идеально, то и в этом случае проблема со скоростью передвижения внутри города не решается полностью. То есть решается, но временно.

«Пробка» плавно перетекает от одного перекрестка (где есть развязка) к другому (регулируемому по старинке – светофором). Порой даже на месте свежей развязки «толпятся» машины. Например, в Казани в районе развязки Ямашева – Гаврилова. Помимо развязки, здесь ещё и Ямашева расширили. Однако редкий вечер обходится без длинной вереницы машин, начинающейся примерно с Адоратского и заканчивающейся в районе Третьей дамбы.

Наблюдается следующий парадокс: улучшение качества дорожного полотна и строительство развязок «провоцирует» граждан на покупку автомобиля. Рассуждают примерно так: пусть у меня плохонький транспорт, но зато свой — сам себе хозяин – хочу на дачу махну, хочу на работу поеду.

Отсюда большое количество бюджетных авто (четырнадцатые, Калины, Деу, и т. д.) на улицах мегаполисов. Зачастую за рулем таких авто сидят молодые люди с минимальным опытом вождения. Что, кстати, приводит к увеличению аварийности на дорогах.

Таким образом, развязки и дороги проблему не решат. А в лучшем случае «пролонгируют» на год вперед.

Особо отчаянные считают, что дело спасет повсеместное распространение велосипедов. Так сказать, ударим велопробегом… Дело хорошее, особенно, если будет предусмотрены пункты проката велодрузей по всему городу и велостоянки. Но даже в этом случае, в при наших климатических условиях немногие рискнут прокатится на работу по зимнему морозцу.


Удобней транспорт – меньше «пробки»

Прекрасный выход демонстрируют некоторые города, уже давно столкнувшиеся с проблемой дорожных заторов. Например, бразильские и колумбийские, где не так давно была делегация из представителей татарстанских муниципалитетов.

Как ни крути, а развитие общественного транспорта на сегодня — самый реальный выход из «пробочной» проблемы.

Немного элементарной арифметики. Один автобус или трамвай везет несколько десятков пассажиров. А большинство легковушек 2-3, а то и одного человека. Вот и всё нехитрое преимущество.

Через пересаживание большой части автомобилистов на общественный транспорт не так сложно разгрузить транспортные артерии города. Но тут важно понять одну вещь: транспорт должен быть удобным, доступным и просто должен быть.

А не как в уже упоминавшейся Казани. Переполненные с 7 утра автобусы, которые к тому же постоянно ломаются в пути; ожидание нужного маршрута, растянутое на десятки минут; запутанная маршрутная сеть, к тому же меняющаяся раз в 5 лет; низкая скорость передвижения по городу в душном салоне; тесная связь с народом в буквальном смысле (не пролезть к выходу); оригинальный график работы – когда после 9 вечера городской транспорт как бы вымирает, оставляя на маршрутах лишь несколько редких своих представителей.

Стоимость одной развязки в Казани исчисляется в миллиардах рублей. Ремонт и расширение ключевых магистралей – в сотнях миллионов рублей. На эти деньги вполне можно было закупить сотни или даже тысячи новых автобусов, троллейбусов и трамваев (не китайских, а приемлемого качества). В конце концов, есть ещё и метро. Хотя это премиум-вариант, он редко доступен в силу стоимости строительства.

Больше полос для общественного транспорта, круглосуточный контроль за ними, а также больше самого этого транспорта – сделают передвижение по городу удобным и быстрым. Главное, чтобы по этим самым полосам автобусы проезжали друг за другом, хотя бы с интервалом в 1,5-2 минуты, а не в час по чайной ложке.

И ещё, общественный транспорт должен работать с 6 утра до 11 вечера (хотя бы). Причем, большая его часть, а не пара машин на маршрут.


Без новых дорог тоже не обойтись

Из вышеизложенного мы отнюдь не хотим сделать вывод, что строительство дорог – вещь не нужная. Отдельные окраины городов часто плохо соединены с центром. Иногда вообще — единственной узкой дорогой.

В той же самой Казани промзону Приволжского района давно пора «закольцевать» Большим Казанским кольцом с Горками и центром города. Очень нужна ещё одна дорога в Азино (например, через другую промзону между Даурской и Аделя Кутуя). Совсем не помешала бы развязка на Ершова. В идеале нужен ещё один мост через Казанку (где-нибудь возле того же Ершова).

Но это всё мечты, мечты… Денег на всё про всё всё равно не хватит. Там, где дорог мало или они узкие, на окраинных микрорайонах – надо стоить. Но в центре расширять дорожную сеть получится только за счет сноса зданий. На это вряд ли кто-нибудь пойдет.

Короче, за общественным транспортом будущее.

Поэтому, вперед на остановку – занимать места в автобусе.

Не утомительной, а наоборот приятной и скорой дороги желает всем

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
29.08.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также