Удобный для бизнеса город

25.09.2012

 

Лучшей юмористической программой в 2012 году признана программа «Доступное жилье». В 2013 году будут  запущены практически аналогичные программы «Честный чиновник», «Зеленый город» и «Конец пробок».

 

 

Амбивалентность проблем

Тем, кто хотя бы поверхностно знаком с философией известно, что плохое и хорошее – чистой воды абстракции. В зависимости от конкретных обстоятельств они могут меняться местами. И даже более того, недостатки одних явлений служат пищей для других.

Так, например, самые гуманные на свете профессии врачей и спасателей стали бы никому не нужны, если бы люди вдруг перестали болеть и попадать в трудные ситуации.

Эту философию вполне можно применить и к бизнесу. Рассмотрим взаимосвязь бизнес-идей и качества городской среды. Даже самый поверхностный взгляд может уловить намеки на будущую прибыль, буквально растворенные в воздухе. Каждый недостаток – это повод для усовершенствования жизни. А значит, для создания проекта с бюджетом и прочими маленькими радостями жизни.


Сила и слабость рейтингов

Различные международные рейтинги (например, составленный Форбс) при составлении рейтинга городов, удобных для бизнеса, ориентируются, прежде всего, на налоговое администрирование, скорость получения различных лицензий и разрешений, а также на развитость инфраструктуры.

К примеру, в этом году рейтинг выглядел следующим образом. Самым лучшим для ведения бизнеса российским городом стал Сочи (по результатам исследования Forbes «30 лучших городов для бизнеса — 2012»). В список впервые были включены Москва и Санкт-Петербург, но, увы, оказались в аутсайдерах, на 27-м и 29-м местах соответственно. Хотя логика подсказывает, что там, где сконцентрированы финансовые потоки со всей страны, проще в них вписаться.

В основу исследования редакцией были положены разработки иных организаций: «Измерение бизнес-климата в регионах России» (РЭШ и Ernst & Young), а также исследование предпринимательского климата в российских регионах, проведенное по заказу объединения «ОПОРА России» и Doing Business Всемирного банка.  

Среди победителей оказались также Иркутск, Челябинск и Екатеринбург. Вообще, города, расположенные за Уральским хребтом преобладали в списке. Однако, не совсем понятно с чем это было связано.

Ещё одна маленькая, да удаленькая трудность для составителей подобных рейтингов: очень проблематично реально оценить уровень коррупции в том или ином населенном пункте. К примеру, губернатор Челябинской области Михаил Юревич владеет хорошими участками земли под строительство в центре города и, как говорят, серьезно вмешивается в бизнес, однако Челябинск занимает первое место среди 11 городов-миллионников по удобству ведения мелкого и среднего бизнеса (данные индекса «ОПОРЫ России»). Губернатора Краснодарского края Александра Ткачева также не раз упрекали в том, что члены его семьи активно занимаются бизнесом, но это не мешает городам края демонстрировать неплохие результаты в различных рейтингах. Дело ясное, что дело темное.

Очевидно, что количеством оформляемых бумаг дело не исчерпывается. Безусловно,  рассматривая в комплексе все показатели бизнес-удобства, можно прийти к выводу, что легче всего бизнесменам там, где минимум проверок, прозрачная система тендеров и есть сопутствующая инфраструктура.

Приятнее всего работать в офисе с подведенными коммуникациями (не только канализацией и светом, но и интернетом). И чтобы вместительная парковка была под окнами.


Проекты вокруг нас

Но можно взглянуть на ситуацию по-другому. Непостроенная парковка и неподведенный интернет –  фактически это «лежащие под ногами» деньги.

С этой точки зрения, уже город неудобный (пока, до прихода бизнеса) для его жителей – непаханое поле, которое надо засеять своими проектами. Истинного предпринимателя трудности переговорного процесса с местными властями только закаляют. Всё, что нас не разоряет, делает нас злее. Предприниматель – на то и предприниматель, чтобы что-нибудь предпринимать в сложных ситуациях.

Собственно говоря, в городах, где местные власти закрыты изнутри для граждан, бизнеса и всякой критики, дела с инфраструктурой, как правило, обстоят далеко не блестяще.

Как говаривал бывший мэр Боготы, а также известный мировой специалист по урбанистике Энрике Пеньялоса: «Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане — дети, старики, инвалиды, люди с низким уровнем достатка — значит, комфортно и остальным».

В самом запушенном городе людям рано или поздно (лучше, конечно, пораньше) захочется выйти на улицу. И тогда начнется «политическая» движуха. С неприятными последствиями для муниципалитета. Который, в свою очередь, вынужден будет шевелиться. Бизнесменам важно поймать этот момент.


Земля – вечная ценность

Вот несколько бизнес-идей навскидку.

Если вдруг в вашем городе людям некуда деваться от автомобилей. Оставленных «железных коней» можно встретить повсюду: на крыше небоскреба, в холле музея (и это не экспонат), в городском фонтане, на кладбищенской могиле. Если люди едят, покупают одежду детям, занимаются производством  этих самых детей, молятся и смотрят «Пусть говорят» (что сейчас практически одно и тоже) не выходя из машины. Если выбраться  из двора, заставленного в шахматном порядке припаркованными авто, может только истребитель с вертикальным взлетом. Тогда любому понятно, какой бизнес будет востребован в веках.

Покупайте (или арендуйте) землю, стройте на ней парковку, и попадете прямиком  в скрижали самых успешных бизнесменов столетия. По крайней мере, стабильный спрос на ваши услуги обеспечен на годы вперед. Значит, обеспечены и вы.


Навстречу хайвэям

Ваш город активно развивается? Переводя с чиновничьего на бизнесменский, строятся развязки и хайвэи? То есть мэрия, региональные, а возможно, и федеральные власти одержимы идеей, построить скоростную безсветофорную трассу прямо посреди города, меж жилых кварталов. Идея хорошая. Но хороша она для сельской местности и для межгородского пространства. В городской черте редко кому надо доехать строго из одного конца города в другой либо в центр. Поэтому придется оборудовать на предполагаемой трассе съезды через каждые 100 метров (для удобства автовладельцев). Что сводит на нет либо идею скоростного хайвэя, либо идею удобства передвижения по городу.

Тут для бизнеса есть сразу пара вариантов. Первый: постараться поучаствовать в предстоящем дележе бюджетного пирога – понадобится куча пешеходных переходов, съездов-заездов и ещё кучи сопутствующей инфраструктуры. В этом деле может возникнуть небольшая загвоздка. Она заключается в том, что вы обнаружите очередь из таких же бизнесменов, желающих улучшить лицо города. Причем, некоторые из них по странному стечению обстоятельств будут находиться либо в дальней родственной связи, либо в близких приятельских отношениях с кем-то из исполкома. Поэтому (совершенно случайно) может случиться так, что тендер достанется не вам (разумеется, если вы не озаботитесь построение доверительных отношений). Однако, доверие – дело не простое, может и годы занять, через службу знакомств с мэром не познакомишься. Поэтому вероятен полный облом.

Для этого случая существует запасной вариант: надо вдоль предполагаемого хайвэя открыть сеть автомастерских и всяких шиномонтажей.

Аварийность на будущей трассе будет обеспечена. Какой русский после стояния в «пробке», да по новой отечественной дороге, да на новейшей разработке отечественного автопрома удержится от быстрой езды? Но на практике быстрой езды не получится в виду выше упоминавшегося обилия съездов, разъездов и переездов. Плюс пешеходы будут норовить перелезть через ограждение и бросится под колеса. Поскольку строить переход на каждом маленьком перекрестке дороговато выйдет. А количество светофоров постараются свести к минимуму. Иначе, какая же это скоростная трасса?

Короче, поток клиентов с испуганными глазами и искореженными судьбой и неправильной градостроительной политикой машинами иссякать не будет. Вам останется только постоянно рекрутировать непьющих автослесарей и присматривать небольшой пятиэтажный домик в Монпелье.


Антипробочная программа – дело каждого бизнесмена

Следующий план подходит только для бизнесменов из мегаполисов. Однако, им подходит железно. Все миллионики задыхаются или будут задыхаться от так называемых «пробок» плавно переходящих в транспортный коллапс. За окном до горизонта простирается непобедимая армада из желающих добраться до работы на личном авто – у вас все шансы провернуть успешный бизнес-проект.

В общем и целом из ситуации с «пробками» может быть 2 выхода. Первый: случится резкий экономический спад, поднимутся акцизы на бензин и цены на машины. Ездить станет не рентабельно. Люди перестанут покупать или оставят имеющиеся машины на приколе. Но пешком  на работу или в магазин ни кто ходить не собирается. Велосипед не совсем для наших широт, особенно зимой. Куда же денутся люди? Правильно, станут пассажирами общественного транспорта.

Второй сценарий длинней. Но финал тот же. Людям рано или поздно надоест проводить всю жизнь в салоне (пусть даже самого навороченного) автомобиля. Им захочется на свободу. По крайней мере, если прирост количества автомобилей будет увеличиваться теми же темпами, дорожное строительство не будет за ним поспевать. И в конце автодвижение встанет. Выход опять-таки один – пересесть в метро, автобусы, трамваи и троллейбусы (если к тому времени не изобретут булычевские флипы).

Простой вывод из вышесказанного – вкладывайтесь в маршрутки. Поскольку от драматического финала автогородской саги может спасти только чудо, спрос на общественный транспорт будет уверенно расти.   


Батоны для высшего света

Последняя идея подходит тем, чьи города активно застраиваются.

Жилые кварталы (особенно для богатых слоев населения) растут как  слоны из мух. Однако, обычно прочая инфраструктура не успевает за новостройками. В «элитных» микрорайонах появляются бутики, spa-салоны и парикмахерские.

А вот за обычным хлебом сходить бывает некуда. Надо ехать за 3 квартала. Поэтому первые, кто откроет среди новостроек обычные продуктовые магазины «озолотятся». Возможно, и без всяких кавычек. Ведь богатые не только плачут, но и кушают иногда. И не только в ресторанах.

Это всего лишь беглый взгляд на возможные проекты по улучшению городской среды. Их, конечно, можно придумать гораздо больше. Была бы смекалка и предпринимательская хватка.

Комфортного проживания желает всем читателям Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
25.09.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также