Welcome Гуанчжоу

26.08.2013

                       Что для русского тягомотина, для китайца – производство.

                                                                                 Китайская мудрость

Мировой базар

Развивать своё производство или окончательно переходить на китайский ширпотреб – такой судьбоносный вопрос стоит перед каждым российским предпринимателем, стоящим с разинутым ртом в павильоне выставки в Гуанчжоу. Вопрос достаточно не тривиальный, не смотря на то, что многие заранее уверены, что знают ответ.

Но сначала немного о самой выставке. Рассказывать о ней «Вовремя» будет, не пользуясь схемой – моей бабушке перед кончиной эту историю поведал  младший брат старшего дворника, служивший вместе с её деверем и проезжавший как-то раз мимо на поезде.  А со слов очевидца побывавшего на крупнейшей выставку Юго-Восточной Азии — Canton Fair 2012, которая уже несколько лет проходит в китайском городе  Гуанчжоу. Совсем недавно ездил на выставку в Гуанчжоу генеральный директор ООО «Артэра» Иннокентий Френкель.

Это выставка достижений китайского народного хозяйства. Достижений, в прямом смысле. Сейчас в век повсеместного интернета ни для кого уже не секрет, что китайские товары «захватили мир». И Кантонская выставка яркое тому подтверждение. Сюда уже традиционно съезжаются десятки тысяч иностранцев (в основном, мелких и средних предпринимателей) со всего мира. Ко всем отелям по утрам подъезжают автобусы. И бесплатно подвозят до территории выставки. А вечером развозят по домам.

Поэтому в каждом павильоне четко просматривается толпа как в базарный день.

Made in China

Зачем едут? Посмотреть на китайские товары и по возможности заключить контракты на их поставку в свои страны. Здесь экспонируются самые разные товары. В Гуанчжоу обычно представлен своеобразный микс из товаров для промышленности и народного потребления. Как говорится, выбирай на вкус.

Если московские и казанские выставки имеют узкоспециализированную направленность, то Кантонская ярмарка нацелена на демонстрацию сразу многих групп товаров.

При всем том здесь нет привычной для российских рынков сутолоки. Размещенные повсюду указатели на английском языке не дает шансов заблудиться в многообразии павильонов и одинаковых китайских лиц. Персонал также владеет английским в достаточном объеме, чтобы объяснить посетителям, где туалет, а где наоборот, керамическая плитка.

Везде есть терминалы, в которых человек, владеющий английским, может без труда выяснить, какая фирма, где выставляется. Легко можно узнать,  где выставляется, какая группа товаров. (В московских выставочных центрах такого почему-то не встретишь. О «Казанской ярмарке» ввиду её небольших размеров тактично умолчим.)

Кантонская выставка состоит из 3-х сессий, длящихся примерно по 5-7 дней. Первая сессия целиком посвящена производству и производственникам. Демонстрируется, в основном, оборудование. Последующие сессии  — это демонстрация  больших товарных групп (то есть бесконечных рядов товарных позиций, размещаемых сразу в нескольких павильонах). К примеру, все товары для дома. Или, сегодня там стартовала сессия: Guangdong International Social Public Security Expo of China – 2012 (или по-русски — выставка общественной безопасности).

Что характерно: в Гуанчжоу всё строго упорядоченно по товарным категориям. Например, абсолютно все отделочные материалы собраны в одном месте. А не как на соответствующей выставке в московском «Экспоцентре» — всё перемешано, одинаковые виды товаров приходится искать по разным павильонам. Да ещё и отечественный персонал блещет суперсервисом – не знает, какая фирма в каком месте представлена. Зачем им это, всё же сказано в каталоге?

Секреты китайской шкатулки

Ещё одно преимущество Кантонской выставки – по желанию посетителя могут устроить экскурсию прямо на производство. Если, конечно, оно расположено поблизости от Гуанчжоу, а не в 2 днях лета от выставки.

То есть товар можно не только пощупать руками, но и лично убедится в том, что он сделан качественно. Например, Френкель посетил мебельное производство неподалеку от Гуанчжоу.

Вопреки досужим домыслам, китайское производство – это не грязные отходы и коптящие небо трубы. Внешне завод напоминает футуристический пейзаж. А здание заводоуправления – зрелище потрясающее: 4-этажный особняк с шикарной отделкой и фонтаном внутри. Впрочем, и в Татарстане такое не редкость.

Внутри все автоматизировано. Работают китайцы на современном оборудовании. А не перемешивают в гигантских чанах странное месиво как показано в гонконгских боевиках 80-х годов.

Разумеется, все это относится только к официальному производству. На безграничных просторах Китая полно и кустарного производства. Вот тут действительно чаны. И качество товаров соответственно на порядок ниже, не говоря уже о том, что они зачастую попросту вредны для здоровья.

Именно полуподпольная продукция кустарей, в основном, заполняет российские рынки. А качественные китайские товары (нам сложно поверить в такое сочетание слов, но это действительно так) идут на Запад.

Самое поразительное на Кантонской выставке – многие товарные группы невероятно дешевы. Примерно в несколько раз по сравнению с итальянскими и немецкими образцами (если говорить о мебели). При этом китайцы достигли паритета в качестве. В принципе, технологии и материалы те же (многие западные фирмы открывают в Китае производственные филиалы). За те же деньги в России можно приобрести только сырье, а в Китае уже готовую продукцию.

За счет чего же достигается неприлично низкая себестоимость? Возможно дело в пресловутой низкой оплате труда? Да, они немного пониже, чем на российских предприятиях. В среднем китайский рабочий получает 500 долларов (если не брать кустарное производство). Как видно, не критично низкая зарплата. В России чуть побольше в среднем (по официальным данным), но не настолько, чтобы китайцы серьезно экономили на этой статье расходов.

Секрет китайской цены в поддержке предприятий государством. Это и льготные гос. кредиты, и бесплатное подключение к электросетям (отапливать там не нужно – тоже важное конкурентное преимущество), и низкие коммунальные тарифы в последующем, и выделение земли на какой-то срок (обычно около 5 лет) земли без арендной платы. В общем, без каждодневной заботы со стороны партии и правительства китайские производители до сих пор штамповали бы трусы, опасные для мочеполовой системы.

Патриотизм дорожает

Какой вывод из вышеизложенного могут сделать отечественные предприниматели, уже занимающиеся небольшим производством или пытающиеся его наладить? Скорее всего, лишь непатриотичный.

Только управленческими решениями и улучшением бизнес-процессов на производстве себестоимость не уменьшить. Конечно, снизить можно. Но настолько незначительно, что конкурировать с китайской продукцией по цене всё равно не получится.

Сравнить китайскую систему гоподдержки предприятий (особенно производственных) с российской трудно. Так по данным ОПОРЫ РОССИИ, программы поддержки МСБ МЭРТа РФ охватывают в конечном итоге около 0,5% (данные по субъектам РФ разнятся) малых предприятий от общего количества.

Поэтому стандартизированную продукцию выгоднее заказывать в Китае. Она себя окупит, даже учитывая таможенные, транспортные и прочие накладные расходы (если продастся, разумеется). В случае с мебелью, речь, например, может идти о стульях.

Но есть товарные позиции, которые изготовляются на заказ. К примеру, кухни. Вот для этих случаев целесообразно держать собственное финальное производство. Хотя комплектующие, возможно, частично можно будет закупить в Китае.

В общем, в любом случае, добро пожаловать в Гуачнжоу. Вовремя.ру со своей стороны планирует ответить на сакраментальный вопрос многих российских бизнесменов — как начать работать с Китаем. Продолжение следует…

 

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

11.05.2012

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также