Запретный сетевой бонус сладок

31.01.2012

Тихий реванш сетевых компаний

Прошло ровно два года с момента вступления в силу федерального закона о торговле, которому предшествовали бурные дебаты и лоббисткие игры. Неудивительно — в законе том отныне четко прописано, что сетевые торговые компании не могут выставлять дополнительные условия для вхождения товаров отечественного производителя в их магазины. Как то — указания в договоре на какие-то требования о компенсации за выставление в витрине, об отсрочке платежей, о квартальных и годовых бонусах и на прочие подобные проявления дискриминации поставщика.

Но как бы ни был закон суров, оказалось, что кое-где у нас порой… Нормам уголовного кодекса вообще тысячи лет, а нарушаются практически ежеминутно.


На рынке холодильник завод продавал…

С проявлениями сетевого волюнтаризма столкнулись и в Татарстане.

Антимонопольщики вообще любят регулярно мониторить сетевых операторов на предмет соответствия их деятельности антимонопольному законодательству. И в данном случае не сам поставщик инициировал разбирательство, а УФАС по РТ направило письмо в ФГУП «ПО «Завод им. Серго», выпускающему знаменитые холодильники POZIS, где просило предоставить информацию о торговых сетях, с которыми они собирались сотрудничать в части поставки производимой продукции, а также об условиях такой поставки.

Запрашиваемую информацию УФАС получило. И ужаснулось (хотя поставщики, как правило, предпочитают молчать, чтобы не рубить сук, на котором сидят — прим.ред.). На дворе 2011 год, а тут в договоре поставки такие пункты, что прямо оторопь берет. Эти пункты можно назвать не просто экономически невыгодными для производителя, а прямо-таки убийственными. Там содержалось, в частности: требование о компенсации 50% стоимости витринных образцов, низкие закупочные цены; требование об отсрочке платежей от 60 банковских дней; оплата вознаграждения в размере от 4 000 евро за предоставление рекламных услуг в период открытия нового торгового центра; предусматривались квартальные и годовые бонусы; устанавливались специальные розничные цены и дополнительные скидки на открытие для новых торговых центров. Естественно, POZIS с такими условиями не согласился и на переговорах требовал если не полного их устранения, то хотя бы смягчения. Но сетевики эти требования просто игнорировали.

Кстати, стоит назвать поименно эти компании, перечисленные в сообщении УФАС по РТ: «М.Видео», «Эльдорадо», «Media Market». Тягаться с такими монстрами торговли по силу далеко не каждому даже крупному предприятию. Только у одного «Эльдорадо» выручка за 2011 год составила 6,3 млрд руб. с учетом НДС, а чистая прибыль — 485,89 млн рублей.

…никто из торговцев за холодильник цены не давал

Государство не осталось глухо к нуждам отечественного производителя. И тут в бой вступила «тяжелая артиллерия» — УФАС по РТ.

Управление вооружилось письмом ФАС РФ от 15.07.2010 года №ИА/22313 «О разъяснении части 1 статьи 13 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где говорится, что «навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. При этом навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная торговая сеть отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента».

То есть московские антимонопольщики как в воду глядели.  Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан возбудило в отношении торговых сетей «М. Видео», «Эльдорадо», «Media Market» дело по признакам нарушения ими пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции: согласованные действия хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке» (так на официальном языке называется первый этап разбирательства, когда административного дела ещё нет – прим. авт.) ещё в марте прошлого года.

УФАС провело опрос поставщиков электробытовой техники. По его итогам выяснилось, что уровень рентабельности деятельности поставщиков не превышает 10%. Таким образом, в целях поддержания конкурентной цены на поставляемый в торговые сети товар поставщики для выплаты вознаграждений и оплаты иных услуг торговых сетей используют выручку, полученную, в том числе, от иных видов деятельности. В конечном счете, как показал анализ УФАС, совокупные дополнительные платежи поставщиков в пользу указанных выше торговых сетей составляют от 5 до 15% от общего объема поставок  электробытовых товаров в данные торговые сети.

«Существенные розничные наценки, устанавливаемые торговыми сетями, а это от 20 до 70%,   в конечном счете, ведут или могут привести к установлению розничных цен на реализуемую продукцию (электробытовую технику), невыгодных потребителям», – отмечает заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Иван Щербаков. Понятно, что чем выше цена, тем невыгоднее потребителям.

 

Замена игроков

В ходе рассмотрения прошлогоднего аналогичного дела «М. видео» как-то растворилось в воздухе. Информация в отношении этой компании не подтвердилась. А вместо него возникли «Ашан» и  «Берингов пролив Дельта». Причем последняя компания торгует только в Московской области, Вологде, Рыбинске, Тамбове, Железногорске и Туле. То есть достаточно далеко от Татарстана. Но рука УФАС по РТ добралась и до них. При соответствующем разрешении центрального аппарата ФАС региональное управление может карать нарушения закона за пределами подведомственного региона. Особенно, когда речь идет о своих производителях.

Правда, определенная связь с «Беринговым проливом» тут проследилась как раз вчера. «Эльдорадо» (точнее, его владельцы — чешская инвестиционная компания PPF – прим. авт.) приобрело ООО «Берингов Пролив Дельта». А в октябре прошлого года шли переговоры о слиянии «Эльдорадо» и «М. видео». Но закончились они ничем.

Как успел в число нарушителей попасть «Ашан», который только недавно успел открыть свой первый магазин в Татарстане, в релизе УФАС РТ не сообщается.

 

От дела по признакам нарушения закона — к административному делу

И вот совсем недавно, а именно 23 января этого года татарстанским УФАС России возбуждено уже и административное дело в отношении ООО «Эльдорадо», ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», ООО «Ашан» и ООО «Берингов пролив Дельта» по факту ведения согласованных действий. Дело будет рассмотрено 3 февраля.

Сетевикам грозит штраф для должностных лиц – 20 до 50 тысяч рублей, а для самих компаний — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тысяч рублей. А в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров – в размере от трех тысячных до трех сотых размера выручки правонарушителя от реализации, но не менее 100 тысяч рублей.

Случайность или система?

Странно, что под прицел УФАС попали сети, которые считаются в Татарстане далеко не самыми дорогими, а скорее, представляющими эконом-класс. Может, это не единичный случай? Может, есть ещё в Татарстане сети, эксплуатирующие труд местных производителей?

В отделе развития потребительского рынка и услуг Минпромторга РТ корреспондента «Вовремя» уверили, что закон о торговле в отношении татарстанских предприятий выполняется. Проблем с доступом на полки ритейлеров у них нет. Впрочем, это не наша тема, на всякий случай открестились сотрудники министерства. Хотя, напомним, в последние два года на базе Минпромторга то и дело проводились совещания поставщиков и ритейлеров на предмет антибонусной борьбы первых с последними…


Рыба ищет, где глубже…

Как бы там ни было, проблемы связи производителей и сетевиков можно решить не только методами государственного принуждения. Если качество отечественных товаров повысится, а логистические процессы наладятся, крупные сети сами выстроятся в очередь за ними. А пока отраслевые порталы, в частности, retail.ru предлагают поставщикам курсы и пособия от экспертов по работе с торговыми сетями.

В конечном итоге в условиях конкурентной системы последнее слово за покупателем. Когда он начнет рублем голосовать за отечественное, никаких дополнительных стимулов  для ритейла не понадобится. А впереди у нас грядет испытание ВТО, когда в Россию хлынут «зубастые» иностранные ритейлеры со «своими» поставщиками и отработанными десятилетиями схемами дрессировки «чужих».

Дмитрий Смирнов,

«Вовремя:ру»

31.01.12

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также